#Ленинград #1991 Эти несколько фотографий я сделал во время своей первой самостоятельной поездки в Ленинград в августе 1991-го года (через месяц город снова стал Санкт-Петербургом). Некоторые детали той поездки много позже вошли в рассказы "Невский проспект" и "Лето 91".
До этого я уже бывал в Ленинграде - с родителями, потом с братом, видел стандартные достопримечательности, и они меня, "пацана с окраины", вообще не зацепили.
В этот раз главной целью была студия звукозаписи рок-клуба. В музыке на тот момент меня больше всего интересовал андеграунд, и найти записи было проблемой. Все, что удалось раздобыть в Могилеве через друзей и знакомых, я переписал на кассеты, и хотелось чего-то еще.
Компании для такой поездки не было, и я поехал один. Остановился у друзей своих родственников – они жили рядом с гостиницей "Прибалтийская". В качестве благодарности "за постой" я привез им несколько килограммов огурцов с папиной дачи и пару пакетов уже дефицитного сахара – питерцы назвали его "песок".
Каталог звукозаписи рок-клуба впечатлил своим размером и количеством групп, о которых я никогда не слышал – чего стоил лишь "Хуй забей" с альбомами "Лирика задроченных бюстиков" или "Наебенился»! Но кассет у меня с собой было не слишком много, и я выбрал знакомое: "Гражданскую оборону" и что-то редкое из "Аквариума". Под альбомы "Г.О." "Оптимизм" и "Поганая молодежь", помню, я выделил шестидесятиминутную польскую кассету "Bravo" – за пару лет до этого я стоял за ними в очереди к павильонам у могилевского ГУМа.
Обломило меня, что кассеты будут готовы лишь через неделю: тусоваться так долго в Питере я не планировал. В итоге пришлось приехать еще раз, а сделать это удалось только почти через четыре месяца. За это время Ленинград стал Санкт-Петербургом, в стране произошел переворот ГКЧП, власть коммунистов рухнула, и Советский Союз практически развалился.
Студия звукозаписи рок-клуба к тому времени закрылась. Когда я зашел во двор-"колодец" на улице Рубинштейна, какие-то мужики грузили в микроавтобус колонки и усилитель. Из их разговоров я понял, что рок-клуб сдал в аренду аппаратуру для чьей-то свадьбы. Каким-то чудом мои не востребованные вовремя кассеты обнаружились в рок-клубовском сейфе, и мне их выдали.
А в августе 91-го, прежде чем вернуться в Могилев, я бродил по Питеру с фотоаппаратом "Зенит-Е" и иногда что-то фотографировал. Фото с девушками на лавке сделано, насколько помню, в сквере у Финляндского вокзала. Одна из них была в форме железнодорожной проводницы, и время от времени они целовались взасос – этот момент, увы, подловить не получилось. Идентифицировать, где сделаны другие фотографии, я не смог. Может быть, жители Питера помогут.